Яков Кириллович Фомченко / Jakow Kirill Fomtschenko

Родился(ась) 10.4.1911 в Kletnja (Клетня́)
Умер(ла) 1944 в Mauthausen

Биография

Фомченко Яков Кириллович, 1911 года рождения, уроженец Клетнянского района Орловской (ныне Брянской) области, воентехник 1 ранга, техник бортовой 53-й авиадивизии дальнего действия. В РККА с 1931 года. Объявлен пропавшим без вести вместе с экипажем в ночь с 31 марта на 1 апреля 1942 года.

„В боевом донесении по результатам бомбардирования скопления войск противника в городе Гжатске в ночь на 30 мая отмечено: ‚Один корабль командира корабля Прыгунова с задания не возвратился, причина неизвестна‘. По истечении месячного срока в часть никто не вернулся. Родным ушли сообщения о том, что члены экипажа пропали без вести. В полковом списке потерь в графе ‚Причина‘ против каждой фамилии стоит одна и таже фраза: ‚Судьба неизвестна‘. Вот сведения о пропавших без вести: командир эскадрильи майор Георгий Васильевич Прыгунов, пилот старшина Василий Севастьянович Зарецкий, штурман эскадрильи капитан Иван Константинович Антипов, штурман отряда лейтенант Иван Михайлович Янин, борттехник военный техник 1-го ранга Яков Кириллович Фомченко, воздушный стрелок старшина Фёдор Андреевич Смирнов, воздушный стрелок старшина Валентин Александрович Тюрнин, стрелок-радист сержант Иван Иванович Боровиков, авиамеханик старший сержант Владимир Иванович Зуев. Однако эти сведения из списка потерь частично неверны.
Мне удалось установить, что двое из этого списка всё же спаслись. В боевом донесении № 147 от 3 сентября 1942 года зафиксировано: ‚1 сентября возвратился из состава экипажа майора Прыгунова пилот старшина Зарецкий. Экипаж майора Прыгунова вылетел на боевое задание в ночь с 29 на 30 марта 1942 года с целью разрушения железнодорожной станции Гжатск. Задание выполнено. После бомбардирования были видны очаги пожаров и взрывы, предположительно взорван склад горючего и бензоцистерны, и разрушено железнодорожное полотно. На Гжатск сброшено 4 ФАБ-250, 2 ФАБ-500 общим весом 2000 кг.
На обратном маршруте самолёт был обстрелян огнём ЗА противника, в результате чего отбито хвостовое оперение и самолёт, потеряв управление, стал падать беспорядочно. Самолёт сгорел, личный состав экипажа в составе трёх человек – командир корабля майор Прыгунов, штурман капитан Антипов, пилот старшина Зарецкий – выпрыгнули на парашютах. Остальной состав экипажа погиб‘ 322.
Из этого документ ясно, что Василий Севастьянович при выполнении боевого задания в ночь на 30 марта остался жив. Отсутствовал он в авиаполку ровно пять месяцев. Вернулся 31 августа 1943 года. Всё это время он находился в партизанском отряде и даже исполнял обязанности начальника штаба. Ну, а чтобы никто не сомневался в том, что он партизанил, предстал перед личным составом с бородой.
Остался жив и штурман корабля И. К. Антипов. Судя по всему, в авиаполк он не вернулся. Приказ Главного управления кадров об отмене статьи 74 приказа Главного управления финансов в отношении исключения из списков был подписан 23 сентября 1946 года. В документе указано, что И. К. Антипов проходит службу в Красной Армии.
Прояснилась судьба и командира корабля. 24 декабря 1943 года в Сталинский облвоенкомат ушло сообщение о том, что приказ ГУК о его исключение из списков как пропавшего без вести отменён. При этом сообщалось, что лётчик находился на пересылочном пункте 4-й Ударной армии. Мне удалось в архивном деле под заголовком ‚Переписка по награждению. 1945 год‘ найти следующий документ.
‚Майор Прыгунов Георгий Васильевич при выполнении боевого задания в ночь на 30 марта 1942 года был сбит ЗА противника в район города Гжатска. Приземлился с парашютом на территории, занятой немцами. Был схвачен и пленён, при этом отобраны ордена Ленина и Красного Знамени. Документы к ним и другие личные документы уничтожил сам. В октябре 1943 года бежал и вернулся на родину. После проверки был послан на фронт в наземные части, где при выполнении боевого задания (2 февраля 1944 года) получил тяжёлое ранение. После чего у него была ампутирована правая рука. Майор Прыгунов и до сего времени находится на излечении‘323.
Вероятно, что-то в поведении лётчика в плену было не всё, как говорится, без сучка и задоринки, если он, обладая солидным опытом лётной работы, занимая в авиаполку высокую должность командира эскадрильи, понёс такое суровое наказание. Я уж не говорю, что при принятии этого решения не была учтена его исключительно напряжённая боевая работа с начала Великой Отечественной войны. Думается, читатель заметил, что редко какой полковой вылет на задание обходился без экипажа Г. В. Прыгунова. Представляя лётчика к награждению орденом Ленина, командир авиаполка в наградном листе употребил такую фразу: ‚Его отличительной чертой является упорство и настойчивость в выполнении всех боевых заданий‘. Далеко не каждый лётчик удостаивался такой высоко оценки.
После излечения Георгий Васильевич был комиссован, проживал в Киеве, умер в 1983 году. Можно только себе представить, как была обрадована его жена Наталья Васильевна Прыгунова, когда узнала, что он 30 марта не пропал без вести, а попал в плен, из которого смог вырваться и вернуться на Родину. Думается, от мысли, что он жив, даже само наказание мужа не показалось ей столь суровым.
Таким образом, из состава экипажа Г. В. Прыгунова в живых остались трое – он сам, штурман и правый лётчик. Остальные члены экипажа погибли …“
(zadocs.ru)

(В книге подполковника в отставке, кандидата исторических наук Сергиенко Анатолия Михайловича освещена шестидесятипятилетняя история 23-го гвардейского Белгородского Краснознамённого авиационного полка дальнего действия.)

Яков Фомченко не погиб, а попал в немецкий плен у Вязьмы (деревня Костлявка). В лагерь люфтваффе доставлен 14 апреля 1942 года, получил лагерный номер 43 (OBD Memorial). В ОБД 4 его немецкие зеленые карты, в которых часть его судьбы в плену.
Далее - этап в шталаг VII A Моосбург транзитом через шталаг III A Люкенвальде; в последнем находился 9 сентября, а в Моосбург доставлен 11 сентября, т.е. двое суток в дороге. 27 мая 1944 года сбежал с тремя товарищами из рабочей команды из пленных 3308 Dorfen. В сообщении о побеге в листке немецкой криминальной полиции указаны его приметы: рост 175 сантиметров,черные волосы, левая рука татуирована, одежда - французская униформа. Полицейский листок о задержании беглецов отсутствует в ОБД, однако в последней из четырех зеленых карт видим, что он 21 июля 1944 года передан гестапо Линц.
Дальнейшую судьбу его удалось установить благодаря Т.Н.Секэй из Мемориала Маутхаузен … (Авиация СГВ).

Геннадий Кушелев

 

Источники информации:

OBD Memorial (ЦАМО)

Авиация СГВ

zadocs.ru

Место нахождения в Зале